АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ им. И.В.СТАЛИНА

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ ПО ТЕЛ.

СООБЩИТЬ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ
+7(495)
692-54-95
+7(495)
692-76-51

Официальный отзыв Правительства Российской Федерации

 На № 2.12-17/1803 от 25 ноября 2002 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 148067-3 "О противодействии коррупции", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Баскаевым, А.А. Аслахановым, А.И. Александровым, П.Т. Бурдуковым, Н.М. Безбородовым, В.Н. Басыгысовым, В.И. Волковским, В.П. Воротниковым, А.И. Гуровым, В.В. Гальченко, В.Д. Гребенюком, В.Ф. Дорогиным, В.И. Илюхиным, В.Д. Катальниковым, Н.Д. Ковалевым, А.С. Куликовым, А.Д. Куликовым, Г.К. Леонтьевым, О.В. Морозовым, Н.А. Овчинниковым, Г.И. Райковым

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Существенным недостатком законопроекта является противоречивый и декларативный характер его содержания. Предполагая создание условий для противодействия коррупции, проект дублирует "антикоррупционные" положения, закрепленные в действующих законодательных актах. Отдельные положения проекта вступают в противоречие с отраслевым законодательством. 

Большинство понятий, содержащихся в законопроекте, носит неопределенный, ненормативный характер, смысл и назначение которых могут быть подвергнуты сомнению. 

В первую очередь это касается понятий "коррупция", "коррупционный акт", "субъекты коррупционных правонарушений (проступков)", "коррупционное правонарушение", "коррупционные отношения" и других. Понятие "коррупция", предлагаемое в законопроекте, недопустимо отождествлено с "коррупционными отношениями", кроме того, из определения коррупции не усматриваются ее признаки.

Понятие "коррупционных отношений" сформулировано юридически некорректно, поскольку к ним могут быть причислены все противоправные отношения, установленные или устанавливаемые для достижения любых личных или групповых целей.

Положения части 2 статьи 4 законопроекта расширяют возможность привлечения к уголовной ответственности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства за преступления, совершенные вне пределов территории Российской Федерации, что противоречит части 1 статьи 1 и части 3 статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Предлагаемые меры по противодействию коррупции значительно сужают систему мониторинга в рассматриваемой области, так как не включают в себя такие необходимые составляющие, как мониторинг коррупции, коррупционных факторов, мер реализации антикоррупционной политики государства и др. (статья 6 проекта). 

Положения абзаца седьмого статьи 6 проекта не корреспондируются с Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885, в соответствии с которыми государственный служащий обязан исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей. Таким образом отсутствует необходимость законодательно закреплять поощрение государственных служащих за честность и неподкупность, т.е. за исполнение ими своих обязанностей.


Кроме того, вопросы поощрения государственных служащих за длительное и безупречное исполнение своих полномочий не входят в предмет регулирования настоящего проекта федерального закона.

В статье 8 законопроекта предусматривается деятельность Национального Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации, определяющим полномочия Президента Российской Федерации.

Положение, содержащееся в абзаце четвертом части 10 статьи 8 проекта, противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке обращения граждан в суд за защитой нарушенных прав, в соответствии с которыми граждане имеют право защищать только свои права. 

Законодательство Российской Федерации не содержит понятий "секретные материалы" и "информация ограниченного доступа" (абзац шестой части 10 статьи 8 проекта). 

Положения абзаца первого части 1 статьи 9 проекта противоречат положениям Конституции Российской Федерации, устанавливающим порядок назначения на должность судей федеральных судов, членов Правительства Российской Федерации, формирования Совета Безопасности Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.

В пункте 1 части 2 статьи 10 проекта термин "символическое значение" представляет собой оценочную категорию, что повлечет невозможность его использования в правоприменительной практике. 

Проект также содержит большое количество других оценочных категорий, что может значительно затруднить или свести на нет применение правового акта (например, содержащееся в абзаце первом статьи 1 проекта понятие "существенное нарушение" существующего порядка несения службы; абзацем четвертым статьи 5 в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции предлагается поддержание "оптимальной численности" лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службах; в пункте 3 части 1 статьи 7 проекта предусмотрено положение об оказании "необоснованного предпочтения" физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений, а также в пункте 11 части 1 этой же статьи – положение о "необоснованном создании препятствий" физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов).

Кроме того, федеральный закон, направленный на противодействие коррупции, должен в первую очередь устанавливать принципы формирования государственных органов, предусматривающие, в том числе, обязательность раздельного осуществления контрольных, надзорных, фискальных и распорядительных полномочий, а также процедуру принятия решений должностными лицами, максимально сокращающую возможность получения ими незаконного вознаграждения.

Следует иметь в виду, что реализация норм законопроекта потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации (Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и др.). Вместе с тем разработчиками проекта необходимость таких изменений и дополнений не предусматривается.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.

 Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации -                                                                                                                                     
 Министр финансов Российской Федерации                                                                                                                                                                                         А. Кудрин