АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ им. И.В.СТАЛИНА

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ ПО ТЕЛ.

СООБЩИТЬ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ
+7(495)
692-54-95
+7(495)
692-76-51

Законопроект № 315329-5 О парламентском контроле в Российской Федерации

Вносится депутатами Государственной Думы Г.В.Гудковым, А.Г.Аксаковым, В.П.Войтенко,
С.П.Горячевой, М.В.Емельяновым, В.И.Илюхиным, А.С.Ивановым, Н.В.Левичевым, И.И.Мельниковым, 
В.А.Купцовым, А.Д.Куликовым, Б.Л.Резником, С.Н.Решульским, В.С.Чернявским

Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О парламентском контроле в Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и в целях конкретизации ее положений определяет общие начала и особенности осуществления парламентского контроля в Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы парламентского контроля в Российской Федерации, особенности осуществления парламентского контроля Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – соответственно Федеральное Собрание, Совет Федерации и Государственная Дума), общие начала осуществления парламентского контроля законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Представительные органы муниципальных образований осуществляют задачи контроля на основе положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов, законодательства субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований. При нормативном правовом закреплении полномочий и порядка контрольной деятельности представительных органов муниципальных образований могут учитываться, исходя из местных особенностей, правила, отраженные в настоящем Федеральном законе.
3. Действие настоящего Федерального закона не подменяет судебный контроль и контрольную деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также специализированных контрольных учреждений.

Статья 2. Понятие парламентского контроля
В настоящем Федеральном законе под парламентским контролем понимается осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации отнесенных к их компетенции контрольных полномочий по обеспечению соблюдения, исполнения и применения соответственно Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные цели парламентского контроля
Основными целями парламентского контроля являются:
1) обеспечение соблюдения, исполнения и применения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации;
2) обеспечение и защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
3) содействие выполнению общегосударственных и территориальных программ социально-экономического развития, соблюдению установленного порядка исполнения государственных и муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов, управлению и законному распоряжению государственной, муниципальной и иными видами собственности;
4) оценка действия законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выявление причин его неэффективной реализации, выработка необходимых мер и рекомендаций по более действенному применению законодательства, приведению его в соответствие с потребностями практики, совершенствованию механизмов правоприменения;
5) укрепление законности, принятие или содействие принятию мер по пресечению выявленных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению;
6) выявление и содействие устранению причин коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
7) инициирование привлечения к установленной законодательством ответственности за выявленные в ходе парламентского контроля правонарушения.

Статья 4. Правовые основы парламентского контроля
Парламентский контроль осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Принципы парламентского контроля
Парламентский контроль осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, плановости, системности, объективности, независимости, гласности и ответственности.

Статья 6. Субъекты парламентского контроля
1. Для целей настоящего Федерального закона субъектами парламентского контроля являются органы и (или) лица, которые наделены правом осуществлять парламентский контроль в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. К субъектам парламентского контроля в соответствии с целями настоящего Федерального закона относятся:
1) палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума;
2) комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы;
3) комиссии парламентского контроля, создаваемые самостоятельно или совместно Советом Федерации и Государственной Думой в целях парламентского контроля (далее – комиссии парламентского контроля) и наделяемые для исполнения своих обязанностей дополнительными полномочиями;
4) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы – в рамках своих полномочий и (или) поручений палат, их комитетов, комиссий, комиссий парламентского контроля;
5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; палаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае их двухпалатной структуры;
6) комитеты и комиссии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при двухпалатной структуре – комитеты и комиссии палат и совместные комиссии палат;
7) комиссии парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при двухпалатной структуре – комиссии парламентского контроля палат, создаваемые в целях парламентского контроля (далее – комиссии парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и наделяемые для исполнения своих обязанностей дополнительными полномочиями;
8) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в рамках своих полномочий и (или) поручений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при двухпалатной структуре – поручений палат, а также поручений комитетов и комиссий, комиссий парламентского контроля указанных органов или их палат .
3. Субъекты парламентского контроля, указанные в подпунктах 1, 3, 5, 7 пункта 2 настоящей статьи, являются органами парламентского контроля.

Статья 7. Объекты парламентского контроля
1. Объектами парламентского контроля в соответствии с целями настоящего Федерального закона являются государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и их должностные лица, государственные и муниципальные учреждения и организации (в том числе находящиеся за рубежом), общественные и иные объединения, их руководители и органы управления, хозяйствующие субъекты любых форм собственности и их должностные лица, на деятельность которых может быть распространено его осуществление субъектами парламентского контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законодательными актами Российской Федерации.
2. Объекты парламентского контроля для палат Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются соответственно в главах 2 и 3 настоящего Федерального закона.
3. Деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов предварительного расследования и судов может быть объектом парламентского контроля в случаях и пределах, определенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами с соблюдением принципа невмешательства в их оперативно - розыскную и процессуальную деятельность. Лица, на которые возложены конкретные поручения в связи с осуществлением парламентского контроля, имеют право, в порядке выполнения этих поручений, знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел и (или) производство по которым прекращено.

Статья 8. Недопустимость вмешательства в деятельность подконтрольных органов и лиц

1. При осуществлении парламентского контроля на всех его уровнях не допускается вмешательство в оперативную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, общественных и иных объединений, хозяйствующих субъектов любых форм собственности и их должностных лиц.
2. Органам и лицам, участвующим в реализации задач парламентского контроля, запрещается выполнение третейских или судебных функций.

Статья 9. Формы парламентского контроля

В целях парламентского контроля палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации используют формы парламентского контроля, установленные соответственно в главах 2 и 3 настоящего Федерального закона, а также формы парламентского контроля, предусмотренные иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Статья 10. Порядок проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля

1. Мероприятия парламентского контроля осуществляются по письменному решению органов парламентского контроля, в котором указываются время, место, цель, содержание и участники их проведения.
2. Объекты парламентского контроля, указанные в пункте 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по предъявлении решения органа парламентского контроля о проведении мероприятия парламентского контроля или по получении копии такого решения с помощью любых каналов связи обязаны обеспечить реализацию предусмотренных настоящим Федеральным законом прав субъектов парламентского контроля и исполнение возложенных на подконтрольные органы и лица обязанностей.
3. Невыполнение в установленный срок решений или законных требований органов парламентского контроля и уполномоченных ими лиц влечет ответственность, установленную законодательством об административных правонарушениях или о дисциплинарной ответственности.

Статья 11. Обеспечение парламентского контроля

1. Финансовое, материально-техническое и иное обеспечение осуществления парламентского контроля производится за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности соответственно палат Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и организации, должностные лица вышеназванных структур, общественные и иные объединения, хозяйствующие субъекты любых форм собственности, граждане обязаны оказывать максимальное содействие органам парламентского контроля и уполномоченными ими лицам при его осуществлении, в том числе обеспечивать беспрепятственное посещение органов, организаций, учреждений, объектов, проведение бесед по существу вопросов парламентского контроля с соответствующими сотрудниками по месту работы, а также их явку по вызову или приглашению органа парламентского контроля для дачи пояснений, предъявлять для ознакомления оригиналы документов, иных материалов, предоставлять копии таких документов, материалов органам парламентского контроля, при необходимости изготовлять копии или предоставлять возможность копирования. Должностные лица и иные сотрудники государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений любых форм собственности обязаны явиться по вызову органов парламентского контроля.
3. При осуществлении парламентского контроля соблюдаются требования законодательства, связанные с охраной тайны. При возложении задач парламентского контроля на комиссию парламентского контроля по ее письменному решению членам комиссии и (или) уполномоченным комиссией лицам должен быть оформлен в установленном порядке соответствующий допуск с соблюдением требований законодательства по охране тайны, касающихся их неразглашения.

Статья 12. Ответственность за противодействие осуществлению парламентского контроля

Противодействие парламентскому контролю влечет конституционно-правовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 13. Основы парламентского контроля палат Федерального Собрания Российской Федерации

1. Формы парламентского контроля, определенные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, используются совместно или самостоятельно палатами Федерального Собрания .
2. Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания, как правило, гласно. По решению органов парламентского контроля часть заседаний может проводиться в закрытом режиме только для обсуждения вопросов парламентского контроля, связанных с охраняемой законом тайной. Органы парламентского контроля вправе устанавливать ограничения или запреты на оглашение материалов парламентского контроля вплоть до окончания контрольных мероприятий. Нарушение данного требования может повлечь отстранение соответствующего лица от участия в мероприятиях парламентского контроля. Результаты парламентского контроля палат Федерального Собрания Российской Федерации подлежат опубликованию.

Статья 14. Объекты парламентского контроля палат Федерального Собрания

В соответствии с целями настоящего Федерального закона объектами парламентского контроля палат Федерального Собрания, их комитетов, комиссий, комиссий парламентского контроля, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы является деятельность Правительства Российской Федерации; иных федеральных органов исполнительной власти; федеральных государственных органов, не имеющих статуса федеральных органов исполнительной власти; исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; государственных органов субъектов Российской Федерации, не имеющих статуса исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; государственных и муниципальных учреждений и организаций; общественных и иных объединений граждан; хозяйствующих субъектов любых форм собственности; должностных лиц и иных сотрудников перечисленных органов, объединений, субъектов, если это обусловлено реализацией целей парламентского контроля, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.

Статья 15. Формы парламентского контроля, используемые совместно палатами Федерального Собрания

1. В соответствии с Федеральным законом «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» палаты Федерального Собрания вправе осуществлять деятельность по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства. Указанным Федеральным законом устанавливаются основания для проведения парламентского расследования, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры парламентского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 93) палаты Федерального Собрания участвуют в процедуре отрешения от должности Президента Российской Федерации. Порядок решения соответствующих вопросов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Статья 16. Формы парламентского контроля, используемые самостоятельно каждой палатой Федерального Собрания

1. Совет Федерации и Государственная Дума на основе Конституции Российской Федерации и в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регламентами палат:
1) осуществляют парламентский контроль в процессе рассмотрения и принятия (одобрения) федеральных конституционных законов, федеральных законов, утверждения и исполнения федерального бюджета, решения кадровых вопросов, осуществления иных полномочий, отнесенных к ведению соответствующей палаты законодательством Российской Федерации;
2) заслушивают доклады и информацию Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, других федеральных государственных органов о ходе исполнения федеральных законов, о состоянии законности и правоприменительной практики в Российской Федерации;
3) направляют поручения Счетной палате Российской Федерации по проведению плановых или внеплановых контрольных мероприятий; рассматривают специальные доклады Счетной палаты, ежегодные отчеты о работе Счетной палаты, отчеты Счетной палаты по результатам проведенных проверок, заключения и аналитические материалы Счетной палаты, а также предложения Счетной палаты об устранении нарушений и отклонений в бюджетном процессе, о совершенствовании бюджетного законодательства и развитии бюджетно-финансовой системы Российской Федерации, принимают по таким докладам, отчетам, предложениям постановления и соответствующие рекомендации;
4) заслушивают доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о его деятельности и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, принимают по таким докладам постановления с соответствующими рекомендациями;
5) в порядке, определяемом регламентами палат, проводят правительственные часы с приглашением для выступлений высших должностных лиц федеральных органов государственной власти; направляют парламентские запросы от имени палаты, а также соответственно запросы членов Совета Федерации и депутатские запросы депутатов Государственной Думы; проводят парламентские слушания;
6) могут поручать комитетам, комиссиям палат, комиссиям парламентского контроля взаимодействовать с иными государственными органами, в том числе исполняющими контрольные и надзорные функции;
7) направляют предложения палат в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организации, общественные и иные объединения, к хозяйствующим субъектам любых форм собственности по вопросам парламентского контроля;
8) направляют в установленном порядке обращения палат в Конституционный Суд Российской Федерации, иные суды в целях признания недействующими нормативных правовых актов по основаниям их противоречия соответственно Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;
9) создают комиссии парламентского контроля соответствующей палаты, определяют персональный состав, сроки и порядок их деятельности;
10) используют иные формы парламентского контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленных Государственной Думой, а также вправе рассматривать вопросы о недоверии и доверии Правительству Российской Федерации.
3. Совет Федерации по предложению комитетов и комиссий палаты, членов Совета Федерации, Государственная Дума по предложению фракций, комитетов и комиссий Государственной Думы, депутатов Государственной Думы вправе пригласить на свое заседание в целях получения информации по вопросам, связанным с угрозой конституционному строю, безопасности Российской Федерации и иным вопросам, носящим чрезвычайный характер, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей иных федеральных государственных органов. Принятое Советом Федерации, Государственной Думой постановление по этому вопросу направляется Председателем палаты приглашенному должностному лицу не позднее чем за пять дней до дня заседания Совета Федерации, Государственной Думы, на которое приглашено должностное лицо, а в случаях, не требующих отлагательства - незамедлительно. При невозможности явки указанные должностные лица должны уведомить об этом в письменной форме соответственно Совет Федерации, Государственную Думу до начала их заседания с объяснением причин неявки в указанный срок. В этом случае приглашенные лица обязаны предложить палате иную дату (не позднее 10-ти дней от ранее запланированной).
4. Совет Федерации и Государственная Дума по результатам парламентского контроля вправе направлять Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации обращения со своими предложениями и рекомендациями по вопросам положения дел в государстве и обществе, состояния управления государством, деятельности федеральных органов исполнительной власти. В случае принятия такого обращения на заседаниях палат в идентичном варианте оно считается обращением Федерального Собрания Российской Федерации. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации обязаны дать мотивированный ответ на обращение палаты, а также на обращение Федерального Собрания в срок не более одного месяца с момента его поступления.
5. Совет Федерации и Государственная Дума в целях парламентского контроля по обращению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также по своей инициативе вправе дать оценку эффективности правоприменительной деятельности федерального органа исполнительной власти, иного подведомственного Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации федерального государственного органа, а также высказать свои рекомендации по кандидатурам на должности, замещаемые по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. В согласованные с палатами сроки, но не позднее одного месяца с момента поступления обращения Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации дают мотивированные ответы по их предложениям.

Статья 17. Комиссии парламентского контроля Совета Федерации и Государственной Думы

1. Каждая палата Федерального Собрания может создавать комиссии парламентского контроля в целях осуществления парламентского контроля. Такие комиссии образуются и действуют на основе настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регламентов палат, а также постановлений палат, касающихся образования, задач, полномочий и порядка деятельности конкретных комиссий.
2. Комиссии парламентского контроля образуются по решению соответствующей палаты для осуществления парламентского контроля на длительной основе либо на срок, необходимый для реализации конкретной задачи парламентского контроля или подготовки контрольного мероприятия палаты применительно к конкретной сфере государственной жизни, правоприменения. Предложения об образовании комиссии парламентского контроля, с обоснованием предложения и круга вопросов ее деятельности, могут исходить от постоянно действующих комитетов, комиссий палаты, а также не менее чем от одной пятой соответственно членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а в Государственной Думе – также от фракций.
3. При образовании комиссии парламентского контроля в Совете Федерации в ее состав включаются члены Совета Федерации, представляющие различные субъекты Российской Федерации. Если объект мероприятий парламентского контроля расположен на территории определенного субъекта Российской Федерации, члены Совета Федерации от данного субъекта Российской Федерации не включаются в состав комиссии парламентского контроля, но могут участвовать в ее работе с правом совещательного голоса. Член Совета Федерации может быть включен не более чем в одну комиссию парламентского контроля. Персональный состав комиссии и ее председатель утверждаются постановлением Совета Федерации.
4. Численный состав комиссии парламентского контроля в Государственной Думе определяется палатой при образовании комиссии. Соблюдается принцип включения в состав комиссии депутатов от разных фракций Государственной Думы на базе равного представительства. Фракции определяют депутатов, включаемых в состав комиссии от соответствующей фракции. Депутат Государственной Думы может быть включен только в одну комиссию парламентского контроля. Вхождение депутата в постоянно действующие профильные комитеты, комиссии Государственной Думы не является приоритетным основанием для включения его в состав комиссии парламентского контроля. Если объект мероприятий парламентского контроля расположен на территории определенного субъекта Российской Федерации, в состав комиссии не включаются депутаты Государственной Думы, избранные по соответствующей региональной части списка политической партии. Указанные депутаты могут участвовать в работе соответствующей комиссии парламентского контроля с правом совещательного голоса. Персональный состав комиссии и ее председатель утверждаются постановлением Государственной Думы. Председатель комиссии определяется, как правило, из числа депутатов, не входящих в состав фракции, обладающей большинством голосов в Государственной Думе.
5. Комиссии парламентского контроля Совета Федерации и Государственной Думы, осуществляющие парламентский контроль в одних и тех же сферах, могут взаимодействовать между собой, согласовывать планы своей деятельности, при необходимости проводить совместные мероприятия и заседания.
6. Совет Федерации и Государственная Дума могут образовывать совместные комиссии парламентского контроля на паритетной основе.
7. Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами комиссий парламентского контроля палат или их совместных комиссий, могут участвовать с правом совещательного голоса в открытых заседаниях комиссий.
8. Комиссия парламентского контроля прекращает свою работу по окончании срока, на который она образована. По решению палаты работа комиссии может быть продолжена. При досрочном выполнении возложенных на нее задач комиссия прекращает свою работу по решению соответствующей палаты.

Статья 18. Права комиссий парламентского контроля при осуществлении парламентского контроля, а также уполномоченных ими лиц

1. Комиссии парламентского контроля, а также уполномоченные ими лица при осуществлении парламентского контроля вправе:
1) запрашивать информацию от соответствующих государственных, муниципальных органов, учреждений, организаций, должностных лиц, общественных и иных объединений, хозяйствующих субъектов любых форм собственности;
2) приглашать на беседу и для участия в мероприятиях парламентского контроля соответствующих лиц в палату Федерального Собрания , а также в помещения, выделенные для проведения мероприятий парламентского контроля. Лицам, приглашенным на заседания палат, комиссий парламентского контроля, на мероприятия парламентского контроля, оказывается организационное и материальное содействие для обеспечения присутствия на соответствующих заседаниях и мероприятиях. Приглашенные лица обязаны давать объяснения, отвечать на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы;
3) беспрепятственно посещать органы, учреждения, общественные и иные объединения, хозяйствующие субъекты любых форм собственности, другие объекты в целях получения объективных данных, относящихся к мероприятиям парламентского контроля, а также о состоянии и ходе выполнения законов и иных нормативных правовых актов;
4) знакомиться на месте с оригиналами документов в целях парламентского контроля, получать копии документов или осуществлять их копирование самостоятельно, беседовать с должностными лицами и иными работниками посещаемых органов, организаций, учреждений, объектов.
2. Комиссии парламентского контроля палат помимо прав, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи:
1) проводят на своих заседаниях специальные, в том числе закрытые слушания по вопросам, ставшим предметом парламентского контроля;
2) вызывают и приглашают на такие заседания соответствующих должностных лиц, экспертов, иных сведущих лиц, явка которых на заседание комиссии является обязательной;
3) инициируют проведение необходимых экспертиз и (или) исследований для получения объективных данных в целях парламентского контроля;
4) при обсуждении вопросов обеспечивают выступления членов комиссии, вызванных и приглашенных лиц; предоставляют возможность членам комиссий изложить особое мнение;
5) представляют результаты своей деятельности по осуществлению парламентского контроля палатам Федерального Собрания в виде информаций, отчетов, проектов решений палат;
6) принимают решения о временном ограничении на разглашение материалов и иной информации, связанной с работой комиссии, до окончания ее работы.
3. Деятельность комиссии парламентского контроля строится на основах коллегиальности, личного участии члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в работе комиссии, свободы обсуждения соответствующих вопросов. Запрещается передача одним членом комиссии другому члену комиссии, а также своему помощнику или сотруднику аппарата палаты своих полномочий в комиссии.
4. Материалы парламентского контроля, осуществляемого комиссией парламентского контроля в закрытом режиме в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, могут быть разглашены только по ее решению, принятому большинством голосов от общего числа членов комиссии. Нарушение этого правила может повлечь за собой отстранение от дальнейшего участия в парламентском контроле по соответствующему вопросу члена комиссии, или должностного лица аппарата палаты, или иного должностного лица, привлекавшегося к участию в мероприятии парламентского контроля, по решению комиссии парламентского контроля, принимаемому большинством голосов от общего числа членов комиссии. Разглашение членом комиссии парламентского контроля и уполномоченными ею лицами тайны, охраняемой законом, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. По результатам проведенного мероприятия комиссия парламентского контроля готовит и утверждает большинством голосов от общего числа членов комиссии заключение с рекомендациями по принятию необходимых мер. Член комиссии вправе высказать особое мнение в письменной форме.
6. Заключение комиссии парламентского контроля после его принятия направляется соответственно Совету Федерации, Государственной Думе, советам палат, постоянно действующим комитетам и комиссиям палат, фракциям Государственной Думы. По решению Совета Федерации, Государственной Думы заключение комиссии парламентского контроля докладывается и может быть обсуждено на заседании палаты. По итогам обсуждения палата принимает решение.
7. Заключение комиссии парламентского контроля после его принятия, а в случае обсуждения на заседании соответственно Совета Федерации, Государственной Думы – после одобрения палатой направляется государственным органам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениями и организациям, общественным и иным объединениям граждан, хозяйствующим субъектам любых форм собственности или должностным лицам перечисленных органов, учреждений, организаций, объединений и субъектов, полномочным принять меры по устранению недостатков, выявленных в ходе мероприятий парламентского контроля. Указанные органы, учреждения, организации, объединения, субъекты, их должностные лица обязаны в течение месяца рассмотреть заключение комиссии и сообщить ей в письменной форме о принятии соответствующих мер.
8. Палаты Федерального Собрания несут ответственность за организацию и осуществление парламентского контроля, заслушивают на своих заседаниях текущие и итоговые сообщения о его результатах, отчеты комиссий парламентского контроля, а также особые мнения членов комиссий парламентского контроля. При поступлении жалоб на деятельность комиссии парламентского контроля Совет Федерации, Государственная Дума вправе поручить соответствующему профильному комитету или комиссии палаты подготовить свое заключение, рассматривает вопрос на заседании палаты и принимает мотивированное решение.
9. Палаты Федерального Собрания вправе при нарушении членом комиссии парламентского контроля порядка ее работы, в том числе при разглашении сведений, в отношении которых палатой или комиссией парламентского контроля было принято решение об их неразглашении до окончания мероприятия парламентского контроля или обсуждения вопроса на заседании палаты, вывести члена комиссии из ее состава.
10. Совет Федерации и Государственная Дума обеспечивают регулярную информацию в средствах массовой информации о своей деятельности, а также деятельности комиссий парламентского контроля по осуществлению парламентского контроля.

Статья 19. Участие членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в осуществлении парламентского контроля

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязан участвовать в работе комиссии парламентского контроля, в состав которой он включен.
2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе подменять собой палату, комиссию парламентского контроля при осуществлении парламентского контроля.
3. В случаях и порядке, установленных Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, другими федеральными конституционными и федеральными законами, регламентами палат, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы использует предусмотренные ими возможности осуществления парламентского контроля.
Статья 20. Взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными и иными объединениями в проведении контрольных мероприятий

Совет Федерации и Государственная Дума взаимодействуют с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными и иными объединениями в проведении мероприятий парламентского контроля.

Статья 21. Планирование и обобщение итогов парламентского контроля Советом Федерации и Государственной Думой

1. Совет Федерации и Государственная Дума утверждают примерный план работы по осуществлению парламентского контроля на очередной календарный год и перечень создаваемых в этих целях комиссий парламентского контроля. Наличие такого плана не является препятствием для оперативного дополнительного проведения контрольных мероприятий по решению палаты и создания соответствующих комиссий парламентского контроля.
2. Председатели палат и советы палат Федерального Собрания обеспечивают координацию мероприятий по осуществлению парламентского контроля.
3. В начале очередного календарного года Совет Федерации и Государственная Дума обобщают итоги деятельности по осуществлению парламентского контроля за истекший год.


ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 22. Объекты парламентского контроля

В соответствии с настоящим Федеральным законом объектами парламентского контроля для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их комиссий парламентского контроля является деятельность: исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; государственных органов субъектов Российской Федерации, не имеющих статуса исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; расположенных на территории субъекта Российской Федерации подразделений федеральных органов исполнительной власти – по вопросам ведения субъекта Российской Федерации в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; общественных и иных объединений граждан; хозяйствующих субъектов любых форм собственности; должностных лиц перечисленных органов, объединений, субъектов.

Статья 23. Основные формы парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (при наличии двухпалатных органов – обе палаты):
1) осуществляют парламентский контроль в процессе рассмотрения и принятия законов субъекта Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджета, программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утверждения системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, решения кадровых вопросов, осуществления иных полномочий, отнесенных к их ведению;
2) ежегодно заслушивают на своих заседаниях отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по итогам их деятельности;
3) заслушивают специальные доклады контрольно-счетных органов, уполномоченных по правам человека и других органов субъекта Российской Федерации, обладающих контрольными полномочиями, принимают по таким докладам соответствующие постановления;
4) заслушивают информацию членов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителей иных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации о ходе исполнения законодательства Российской Федерации и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;
5) оформляют решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
6) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, проводят правительственные часы с приглашением для выступлений высших должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а по вопросам ведения субъекта Российской Федерации – также руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; направляют парламентские запросы от законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также запросы его депутатов; проводят парламентские слушания;
7) используют иные формы парламентского контроля, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Порядок осуществления парламентского контроля законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, регламентами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 24. Осуществление парламентского контроля комиссиями парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Комиссии парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (при двухпалатной структуре – совместные комиссии парламентского контроля палат), а также уполномоченные ими лица на территории субъекта Российской Федерации вправе:
выступать с инициативой использования в целях осуществления мероприятий парламентского контроля законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на его территории направлений и форм парламентского контроля, перечисленных в статье 22 и пункте 1 статьи 23 настоящего Федерального закона;
2. Комиссии парламентского контроля законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации помимо полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, также вправе:
1) проводить анализ эффективности действия законодательства субъекта Российской Федерации;
2) разрабатывать предложения по обеспечению контроля соблюдения, исполнения и применения законодательства субъекта Российской Федерации;
3) организовывать и проводить совещания, конференции, семинары и другие мероприятия в целях содействия соблюдению, исполнению и применению законодательства субъекта Российской Федерации, выявления причин, препятствующих соблюдению, исполнению и применению законодательства субъекта Российской Федерации, выработки соответствующих предложений и рекомендаций;
4) приглашать на свои заседания и организуемые мероприятия по вопросам парламентского контроля представителей других государственных органов субъекта Российской Федерации и специалистов, явка которых на заседание комиссии является обязательной;
5) вызывать на такие заседания соответствующих должностных лиц, экспертов, иных сведущих лиц, явка которых на заседание комиссии является обязательной;
6) инициировать проведение необходимых экспертиз и (или) исследований для получения объективных данных в целях парламентского контроля;
7) при обсуждении вопросов обеспечивать выступления членов комиссии, вызванных и приглашенных лиц; предоставлять возможность членам комиссий изложить особое мнение;
8) представлять результаты своей деятельности по осуществлению парламентского контроля законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде информаций, отчетов, проектов решений палат;
9) принимать решения о временном ограничении на разглашение материалов и иной информации, связанной с работой комиссии, до окончания ее работы.
3. Комиссии парламентского контроля законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации используют возможности парламентского контроля, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, в порядке, определяемом федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, регламентами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 25. Участие в осуществлении парламентского контроля депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации

В случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными конституционными и федеральными законами, а также законодательством субъекта Российской Федерации, депутат использует индивидуальные возможности парламентского контроля.

Статья 26. Планирование и обобщение итогов парламентского контроля

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может составить и утвердить на своем заседании план мероприятий на очередной календарный год по осуществлению парламентского контроля, охватывающий формы парламентского контроля, используемые самим этим органом, а также комиссиями парламентского контроля, депутатами законодательного (представительного) органа. Комиссии парламентского контроля, депутаты законодательного (представительного) органа согласовывают свою контрольную деятельность с указанным планом. При необходимости могут осуществляться дополнительные мероприятия парламентского контроля.
2. Председатель или руководящий орган законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает координацию мероприятий по осуществлению парламентского контроля.
3. В начале очередного календарного года законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обобщает результаты осуществления парламентского контроля за истекший год и принимает соответствующее постановление, в котором: подводит итоги контрольной деятельности; дает поручения комиссиям парламентского контроля законодательного (представительного) органа либо предлагает иным органам государственной власти субъекта Российской Федерации разработать необходимые законопроекты или проекты иных нормативных правовых актов; предлагает соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, общественным и иным объединениям, хозяйствующим субъектам любых форм собственности принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе парламентского контроля, привлечь к юридической ответственности виновных лиц в установленном порядке; может обратиться в федеральные органы государственной власти по вопросам совершенствования и повышения эффективности применения законодательства Российской Федерации; решает иные вопросы, связанные с соблюдением и исполнением законодательства.
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации