АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ им. И.В.СТАЛИНА

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ ПО ТЕЛ.

СООБЩИТЬ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ
+7(495)
692-54-95
+7(495)
692-76-51

Заключение правительства Российской Федерации

З А К Л Ю Ч Е Н И Е
на проект федерального закона "О парламентском
контроле в Российской Федерации
"


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроект направлен на установление контрольных полномочий палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению соблюдения, исполнения и применения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В законопроекте отсутствуют четкие критерии, позволяющие определить конкретные случаи осуществления парламентского контроля, а также основания для его осуществления. Кроме того, законопроект во многом дублирует нормы федеральных законов (так, деятельность комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации уже закреплена Федеральным законом "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации").

Законопроектом предлагается установить формы парламентского контроля, используемые палатами Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе путем создания комитетов и комиссий парламентского контроля палат Федерального Собрания Российской Федерации. Представляется, что указанные формы деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации в настоящее время в достаточной мере урегулированы соответствующими регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с частью 4 статьи 101 Конституции Российской Федерации каждая из палат Федерального Собрания Российской Федерации решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Также законопроектом предлагается установить, что лица, на которых возложены конкретные поручения в связи с осуществлением парламентского контроля, имеют право, в порядке выполнения этих поручений, знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел и (или) производство по которым прекращено. Данное положение нарушает общие принципы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, гражданского процессуального законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку такие лица не являются участниками соответствующих производств. В равной мере данное замечание относится к арбитражному процессу.

Следует отметить, что в статье 12 законопроекта об ответственности за противодействие осуществлению парламентского контроля указывается конституционно-правовая ответственность, хотя соответствующее понятие законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Статьями 22 - 26 законопроекта регулируются вопросы, связанные с проведением парламентского контроля в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации самостоятельны и обладают всей полнотой государственной власти.

Законопроектом устанавливается, что финансовое, материально-техническое и иное обеспечение осуществления парламентского контроля производится за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности соответственно палат Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Между тем реализация данных положений законопроекта потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Также следует учитывать, что понятия "оперативная деятельность органов государственной власти", "государственные органы, не имеющие статуса федеральных органов исполнительной власти", "обстоятельства, имеющие негативные последствия для общества и государства", "мероприятия парламентского контроля", "допуск с соблюдением требований законодательства по охране тайны" и другие, используемые в законопроекте, не определены ни законопроектом, ни законодательством Российской Федерации. Это не согласуется с неоднократно высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позицией, согласно которой неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     С.Собянин