АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ им. И.В.СТАЛИНА

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ ПО ТЕЛ.

СООБЩИТЬ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ
+7(495)
692-54-95
+7(495)
692-76-51

Заключение комитета по вопросам местного самоуправления

Утверждено решением Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
от 13 мая 2010 г. № 83/8


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту федерального закона № 315329-5 «О парламентском контроле в Российской Федерации», внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Гудковым, А.Г. Аксаковым, С.П. Горячевой, М.В. Емельяновым,
В.И. Илюхиным, А.С. Ивановым, Н.В. Левичевым, И.И. Мельниковым, В.А. Купцовым, А.Д. Куликовым, С.Н. Решульским

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 марта 2010 года (протокол № 187, пункт 42) Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона
№ 315329-5 «О парламентском контроле в Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Гудковым, А.Г. Аксаковым, С.П. Горячевой, М.В. Емельяновым, В.И. Илюхиным, А.С. Ивановым, Н.В. Левичевым, И.И. Мельниковым, В.А. Купцовым, А.Д. Куликовым, С.Н. Решульским.

Законопроект предусматривает комплексное и рамочное регулирование парламентского контроля: закрепляет общие основы парламентского контроля в Российской Федерации, регулирует осуществление парламентского контроля Федеральным Собранием Российской Федерации, его палатами, устанавливает ряд исходных положений для организации парламентского контроля законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы местного самоуправления затрагиваются в проекте постольку, поскольку, во-первых, органы местного самоуправлении и их должностные лица, муниципальные учреждения и организации, хозяйствующие субъекты любых форм собственности (включая муниципальную) являются объектами парламентского контроля (статья 7 проекта), и во-вторых, предусматривается возможность учета положений законопроекта о парламентском контроле при регулировании контрольной деятельности представительных органов муниципальных образований (пункт 2 статьи 1 проекта).

В связи с этим необходимо отметить следующее.

1. Представляется, что в проекте чрезмерно широко определяются объекты, цели и содержание парламентского контроля. Парламент по своему статусу не является контрольно-надзорным органом и его контрольные функции предопределяются его основным предназначением – как законодательного и представительного органа государственной власти. В собственном смысле слова парламентский контроль, как элемент системы сдержек и противовесов в механизме разделения властей, предназначен для контроля парламента в первую очередь за деятельностью органов исполнительной власти соответствующего уровня. Парламентский контроль за деятельностью иных органов государственной власти, государственных органов или организаций носит дополнительный и ограниченный характер, используется в определенных узких целях и при определенных условиях (например, финансовый контроль за использованием средств государственного бюджета).

Однако законопроект, по существу, исходит из признания за парламентом неограниченного права на контроль во всех сферах и за всеми субъектами общественных отношений и наделяет парламент всеобъемлющими контрольными полномочиями: контрольные функции парламента распространяются на все государственные органы и государственные организации, а также на органы местного самоуправления, муниципальные организации и даже на общественные организации и хозяйствующих субъектов всех форм собственности (статья 7); перечень форм парламентского контроля является открытым и может дополняться не только федеральными законами, но и федеральными подзаконными актами, а также законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации (статья 9, подпункт 10 пункта 1 статьи 16, подпункт 7 пункта 1 статьи 23 проекта); порядок проведения контрольных мероприятий не регламентируется законом, в частности, не устанавливается каких-либо ограничений по основаниям, частоте, времени проведения и т.п.

Полагаем, что такое регулирование чревато вмешательством в деятельность органов местного самоуправления и муниципальных организаций, созданием препятствий к их нормальной деятельности, произволом со стороны федеральных и региональных субъектов парламентского контроля. Включение местного самоуправления в число объектов парламентского контроля на федеральном и региональном уровнях, без каких-либо оговорок, условий и ограничений (гарантий), на наш взгляд, не вполне согласуется с принципом невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Одновременно в законопроекте существует неопределенность по порядку финансирования дополнительных расходов, возникающих у органов местного самоуправления и муниципальных организаций в связи с выполнением требований субъектов парламентского контроля, в частности, требований об обязательной явке по вызову (подпункт 2 пункта 2 статьи 18, подпункт 4 пункта 2 статьи 24 проекта). Применительно к приглашениям подконтрольных лиц на беседу или для участия в мероприятиях парламентского контроля в палату Федерального Собрания проект закрепляет правило об оказании организационного и материального содействия таким лицам для обеспечения их присутствия на соответствующих мероприятиях (подпункт 2 пункта 1 статьи 18), однако неясно, в чем именно должно заключаться и в каком объеме должно оказываться указанное содействие. Применительно же к другим случаям вызова тех или иных лиц по требованию субъектов парламентского контроля не закрепляется даже подобных, хотя и не вполне определенных, гарантий.

2. Из пункта 1 статьи 1, статьи 2 проекта следует, что контроль, осуществляемый представительными органами муниципальных образований, не включается в понятие парламентского контроля и не является предметом регулирования законопроекта. Однако в пункте 2 статьи 1 проекта закрепляется, что представительные органы муниципальных образований осуществляют задачи контроля на основе положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов, законодательства субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований; при нормативном правовом закреплении полномочий и порядка контрольной деятельности представительных органов муниципальных образований могут учитываться исходя из местных особенностей правила, отраженные в данном Федеральном законе.

Размещение приведенных положений в статье «Предмет регулирования настоящего Федерального закона» создает путаницу относительно распространения понятия «парламентский контроль» на контрольную деятельность представительных органов муниципальных образований. При этом возможность применения положений законопроекта по аналогии при регулировании в муниципальных правовых актах контроля, осуществляемого представительными органам муниципальных образований, не требует дополнительной фиксации и разрешения в федеральном законе.

Таким образом, приведенные положения представляются не вполне корректными с точки зрения иных положений проекта и избыточными.

В связи с вышеизложенным, не отрицая в целом необходимости правового регулирования вопросов осуществления парламентского контроля, Комитет не поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта в первом чтении.

Председатель Комитета                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          В.С. Тимченко