АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ им. И.В.СТАЛИНА

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ ПО ТЕЛ.

СООБЩИТЬ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ
+7(495)
692-54-95
+7(495)
692-76-51

Заключение комитета-соисполнителя

                                 по проекту федерального закона № 396232-5
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»

Комитет по делам Федерации и региональной политике рассмотрел в части вопросов, отнесенных к ведению комитета, проект федерального закона № 396232-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», внесенный депутатом Государственной Думы А.Д.Куликовым.

Законопроектом предлагается расширить круг лиц, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера которых должны быть предоставлены представителю нанимателя (работодателю) гражданами, претендующими на замещение должности государственной или муниципальной службы, а также служащими, замещающими должность государственной или муниципальной службы, включив в него родителей, совершеннолетних детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек и внуков. Также законопроект предполагает обязать государственного (муниципального) служащего предоставлять сведения не только о доходах, но и о расходах перечисленных близких родственников.
В связи с предлагаемыми изменениями необходимо отметить следующее.

Действующим законом в настоящее время установлена обязанность граждан, поступающих на государственную (муниципальную) службу, и государственных (муниципальных) служащих предоставлять работодателю сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Предусматривая данную правовую норму, законодатель исходил из того, что имущество супругов является их совместной собственностью (статьи 33 и 34 Семейного кодекса Российской Федерации).

Установленный законом режим совместной собственности не распространяется на иных близких родственников.

Законопроект не устанавливает механизма получения государственным (муниципальным) служащим указанных сведений от столь широкого круга вышеуказанных лиц, а действующим законодательством не предусмотрена правовая норма, обязывающая «близких родственников» предоставлять эти сведения.

Каждый гражданин, за исключением граждан, принявших на себя обязанность соблюдать ограничения, выполнять соответствующие принятые обязательства и соблюдать установленные запреты, связанные с государственной (муниципальной) службой, имеет право на сохранение в тайне сведений о своих банковских вкладах, налогах, нотариальных действиях и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом. При этом выдача справок и документов об этих сведениях допустимы лишь по требованию судьи, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами.

С учетом того, что в соответствии с частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается, не представляется возможным установить, на каких основаниях и из каких источников требуемые сведения могут быть получены государственным (муниципальным) служащим в случае отказа близких родственников добровольно их предоставить.

В то же время отказ близких родственников сообщить указанные сведения повлечет за собой невыполнение государственным служащим своих обязанностей и, как следствие, привлечение его к ответственности, предусмотренной федеральным законодательством.
Исходя из изложенного, Комитет по делам Федерации и региональной политике считает, что данный законопроект не может быть поддержан.



 Председатель комитета                                                                                                                                                                                                   В. В. Усачев