АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ им. И.В.СТАЛИНА

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ ПО ТЕЛ.

СООБЩИТЬ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ
+7(495)
692-54-95
+7(495)
692-76-51

Пояснительная записка

 
к проекту федерального закона
"О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями
на верхнем уровне управления государством"

Законопроект подготовлен с учетом осознания того, что системную коррупцию, захлестнувшую Россию, наскоком - путем фронтальной "кавалерийской атаки" - ограничить не удастся.

Для искоренения причин массовой, "низовой" коррупции потребуются поэтапные комплексные меры и, в первую очередь, последовательное реформирование системы государственного управления, постепенная дебюрократизация сферы предпринимательства и повышение в несколько раз оплаты труда сотен тысяч чиновников.

Напротив, сколько-нибудь ощутимых результатов и реального ограничения коррупции станет возможным достичь, если "честная" власть сумеет в этом деле начать с себя, поскольку безусловный приоритет здесь - коррупция в высших эшелонах власти.

На верхнем уровне управления государством в органах исполнительной, законодательной и судебной власти ответственные функции выполняет группа лиц, в отношении которых уже сегодня в целом решены вопросы материального и морального вознаграждения за их труд и которые находятся в привилегированном положении по сравнению с основной массой чиновников. С принятия мер по предупреждению злоупотребления властью или служебным положением (коррупции) в отношении лиц, занимающих эти должности, и представляется целесообразным, политически и морально оправданным начать борьбу с тотальной коррумпированностью российских органов власти.

Так, исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории "А" (должностные лица Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, порядок назначения и избрания которых регулируется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации), не относится к государственной службе и на них не распространяются ограничения антикоррупционного характера, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы", или, например, общие принципы поведения государственных служащих, установленные Указом Президента России от 12 августа 2002 года. Во вступившем в действие новом уголовно-процессуальном кодексе в отношении этих и некоторых иных лиц существенно усложнена процедура привлечения к уголовной ответственности (см. главу 52 УПК РФ) и одновременно с 1 июля 2002 года примерно в три раза повышена зарплата Президенту, премьер-министру, федеральным министрам и некоторым должностным лицам рангом ниже.

Такова основная категория публичных должностных лиц, в отношении которых будет действовать предлагаемый специальный закон антикоррупционного характера о предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями в органах власти. При этом речь идет не о персоналиях, а о конкретных функциях (обязанностях) публичной службы, наиболее важных для управления государством и поэтому требующих защиты от коррупционной опасности в первую очередь.

В законопроекте определены требования к личности кандидатов на указанные государственные должности и конкретные ограничения в отношении этих лиц, действующие как в период нахождения в должности, так и после её оставления, а также соответствующие меры контроля. Сведения о доходах и имуществе, которые указаны в приложениях 1 и 2 к предлагаемому федеральному закону, по своему характеру и объему аналогичны сведениям, предусмотренным Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления".

Определены статус и полномочия двух новых специальных органов, создаваемых за рамками существующей иерархии власти, для борьбы с злоупотреблениями властью или служебными полномочиями (коррупцией) в высших органах власти: Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации и Комиссии по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации. Эти два органа создаются внутри системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти и по их инициативе вследствие осознания опасности дальнейшего коррумпирования, в целях эффективной защиты от этой угрозы.

Введение должности Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации обосновывается, в частности, тем, что в отличие от большинства зарубежных стран, где в полномочия уполномоченного по правам человека (омбудсмена) входит предотвращение и выявление коррупции в системе государственного управления, у нас омбудсмен эти функции не выполняет.

Предусмотрено, что до назначения Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации в порядке, предусмотренном данным федеральным законом, его полномочия осуществляет Президент Российской Федерации, а до формирования Комиссии по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации - Комиссия по борьбе с коррупцией Государственной Думы.

С принятием данного федерального закона следует связывать начало реальной антикоррупционной политики в Российском государстве.