АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ им. И.В.СТАЛИНА

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ ПО ТЕЛ.

СООБЩИТЬ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ
+7(495)
692-54-95
+7(495)
692-76-51

317699-3 О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством

 
                                  Вносится депутатами
                                  Государственной Думы

                                  Н.В. Коломейцевым
                                  А.Д. Куликовым
                                  Б.Л. Резником

Проект
    “___” _________2003 года

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    О предупреждении злоупотребления властью или служебными
    полномочиями на верхнем уровне управления государством

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона

    Целями и задачами настоящего Федерального закона являются предупреждение злоупотребления властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, в том числе сопряженного со взяточничеством и хищениями, со стороны лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и некоторых иных категорий лиц, указанных в настоящем Федеральном законе, а также организация деятельности по предупреждению коррупции на верхнем уровне управления государством.
    Статья 2. Государственные должности или иные полномочия, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона

    Данный федеральный закон регулирует поведение следующих лиц:
    членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, депутатов (членов) законодательных (представительных) собраний субъектов Российской Федерации;
    судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
    Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей;
    Председателя Центрального банка Российской Федерации и его заместителей;
    Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
    Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и его заместителей;
    Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
    Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации (предлагается ввести эту должность настоящим законом. - См. ниже);
    Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и членов Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и их заместителей;
    членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
    Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, начальников главных управлений Администрации Президента Российской Федерации;
    руководителей федеральных министерств и ведомств и их заместителей, членов коллегий федеральных министерств и ведомств;
    руководителей (выборных и назначаемых) органов управления субъектов Российской Федерации;
    полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и федеральных инспекторов по федеральным округам;
    представители Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами ("золотой акции"), и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности.
    Статья 3. Система органов предупреждения злоупотребления власти или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством в Российской Федерации

    1. Специальными органами предупреждения злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством в Российской Федерации являются Уполномоченный по этике в органах власти Российской Федерации, Комиссия по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации, комиссии по борьбе с коррупцией законодательных собраний субъектов Российской Федерации.
    2. В систему органов предупреждения злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством входят квалификационные коллегии судей, а также Главное контрольное управление Президента Российской Федерации и контрольные подразделения и кадровые аппараты Правительства Российской Федерации и иных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции.
    3. В ходе своей деятельности суды, органы прокуратуры и правоохранительные органы в пределах своей компетенции также осуществляют предупреждение злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством.
    Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦАМ, УКАЗАННЫМ В НАСТОЯЩЕМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ, И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЯ

    Статья 4. Специальные ограничения и требования к лицам, указанным в настоящем Федеральном законе, и последствия их несоблюдения

    1. Лица, осуществляющие полномочия, указанные в статье 2, принимают на себя установленные настоящим Федеральным законом ограничения и требования, наряду с ограничениями и требованиями, предусмотренные иным федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для соответствующих категорий должностных лиц и лиц, претендующих на замещение указанных должностей и осуществление соответствующих полномочий.
    2. Несоответствие требованиям, установленным в настоящем Федеральном законе, непринятие или невыполнение установленных в нем ограничений влечет отказ лицу в регистрации в качестве кандидата в депутаты или руководители органа исполнительной власти, отказ в назначении его на государственную должность, а равно отстранение данного лица от осуществления свои полномочий. (в том числе путем увольнения) в предусмотренном федеральным законодательством порядке
    3. В случаях, предусмотренных частью 2, в отношении указанных категорий лиц решение принимают в предусмотренном законом порядке избирательная комиссия, Федеральное Собрание Российской Федерации по представлению Комиссии по борьбе с коррупцией Государственной Думы или Комиссии по борьбе с коррупцией Совета Федерации либо законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению комиссии по борьбе с коррупцией данного органа, Конституционный суд Российской Федерации, квалификационная коллегия судей, Президент Российской Федерации, а в отношении лиц, указанных в пункте "г" части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации по представлению Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации.
    Уполномоченный по этике в органах власти Российской Федерации по указанным в части 1 основаниям может приостановить осуществление полномочий любого лица, указанного в статье 2 настоящего Федерального закона, и внести представление Президенту Российской Федерации или иному компетентному органу об отстранении данного лица в предусмотренном федеральным законодательством порядке от осуществления своих полномочий.
    Статья 5. Специальное требование к лицам, претендующим на замещение должностей, указанных в настоящем Федеральном законе, и осуществление соответствующих полномочий

    К замещению государственных должностей и осуществлению полномочий, указанных в статье 2, не допускаются лица, в отношении которых судом Российской Федерации выносился обвинительный приговор за совершение умышленного имущественного (против собственности), должностного или служебного преступления.
    Статья 6. Специальный порядок представления сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах лицами, замещающими государственную должность или осуществляющими иные полномочия, указанные в настоящем Федеральном законе

    1. Лица, замещающие государственные должности или осуществляющие иные полномочия, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, наряду с выполнением своих обязанностей, регулируемых законодательством о налогах и сборах, ежегодно представляют сведения о своих доходах и имуществе, доходах и имуществе супругов, детей и иных лиц, проживающих с ними совместно, а также справку о соблюдении ограничений по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному закону.
    Сведения о доходах и имуществе и справку о соблюдении ограничений указанные лица также представляют ежегодно в течение трех лет после освобождения от государственной должности или осуществления соответствующих полномочий.
    2. Сведения о доходах и имуществе и справку о соблюдении ограничений, указанные в части 1 настоящей статьи, подают ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным:
    а) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и Уполномоченный по этике в органах власти Российской Федерации в Комиссию по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты (члены) законодательных (представительных) собраний субъектов Российской Федерации в комиссии по борьбе с коррупцией этих законодательных (представительных) собраний субъектов Российской Федерации;
    б) судьи Конституционного Суда Российской Федерации и судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации председателю Конституционного Суда Российской Федерации;
    в) судьи федеральных судов общей юрисдикции и мировые судьи руководителю Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, судьи федеральных арбитражных судов председателю Высшего арбитражного суда Российской Федерации;
    г) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации и его заместители, Председатель Центрального банка Российской Федерации и его заместители, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации и его заместители, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской федерации и его заместители, Уполномоченному по этике в органах власти Российской Федерации;
    д) члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
    е) иные лица, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, Президенту Российской Федерации.
    3. Указанные в части 2 государственные должностные лица Российской Федерации, руководитель Комиссии по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации, а также руководители иных органов, ответственных за сбор сведений о доходах и имуществе и справок о соблюдении ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, организуют их проверку и до 15 мая представляют обобщенные сведения Уполномоченному по этике в органах власти Российской Федерации.
    Статья 7. Деятельность, не совместимая с государственной должностью или осуществлением иных полномочий, указанных в настоящем Федеральном законе

    1. Лица, указанные в статье 2, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, и иной творческой деятельности, если таковая не наносит ущерб государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и не используется как средство подкупа или необоснованного обогащения этих лиц.
    2. Лицам, указанным в статье 2, запрещается заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью вне возложенных на них законом функций, как путем голосования самостоятельно или через представителя посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия), так и путем принятия решений в составе органов управления организациями всех форм собственности. Указанные должностные лица в течение месяца после вступления в должность или иного начала выполнения государственных функций обязаны передать в установленном законом порядке в доверительное управление на время выполнения этих функций принадлежащие им ценные бумаги, вклады в предприятия, иное имущество, если их использование влечет получение доходов, и немедленно письменно уведомить об этом налоговые органы по месту жительства.
    Статья 8. Специальные требования к лицам, занимающим определенные должности, указанные в настоящем Федеральном законе, или претендующим на занятие указанных должностей

    1. Лицам, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, запрещается принятие в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями не предусмотренных законодательством материальных, нематериальных благ и преимуществ от государственных и муниципальных органов, организаций, а также от иных некоммерческих и коммерческих организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие функции, а также от физических лиц, в том числе:
    1) принятие от физических и юридических лиц подарков, услуг, денежного вознаграждения, ссуды, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных имущественных выгод и преимуществ, в связи с его должностным положением и осуществляемыми им служебными полномочиями, его официальным статусом и связанным с ним авторитетом и возможностями, в том числе в течение трех лет после прекращения исполнения соответствующих полномочий, ухода на пенсию, за исключением подарков, имеющих символическое значение или полученных при проведении протокольных мероприятий;
    2) получение гонораров за официальные публикации и выступления, в качестве должностного лица с использованием информации, которая могла быть получена только в процессе исполнения служебных полномочий;
    3) принятие приглашений в поездки по стране и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет российских и иностранных физических и юридических лиц, за исключением поездок:
    по приглашению близких родственников за их счет;
    осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
    осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств соответствующих общественных объединений и фондов, в том числе поездок в рамках уставной деятельности общественных объединений по приглашениям их иностранных партнеров;
    4) использование преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, а также иных, вытекающих из официального статуса, связанных с ним авторитета и возможностей.
    2. Ограничения, установленные в части 1 настоящей статьи , распространяются на членов семьи лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона. Члены семьи этого лица не вправе принимать подарки и иное вознаграждение в какой бы то ни было форме от физических и юридических лиц, с которыми указанное должностное лицо связано по службе или в связи с исполнением им иных официальных обязанностей.
    3. Денежные средства, поступившие на банковский счет лица, указанного в статье 2 настоящего Федерального закона, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение пункта 4 части 1 настоящей статьи подлежат в трехдневный срок после их обнаружения перечислению на специальный счет органам государственного казначейства с представлением письменного объяснения об обстоятельствах поступления таких средств.
    4. Лица, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, обязаны в 7-дневный срок безвозмездно сдать государству подарки, полученные ими при проведении протокольных мероприятий, и подарки, незаконно полученные членами их семей при указанных в данной статье обстоятельствах, а также возместить в тот же срок стоимость льгот и преимуществ, которыми необоснованно воспользовались они и члены их семей, в специальный государственный фонд, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
    Статья 9. Недопустимость совместного прохождения службы в органах власти лицами, занимающими государственную должность или осуществляющими иные полномочия, указанные в настоящем Федеральном законе, и их близкими родственниками или свойственниками

    1. Лица, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, не могут занимать должности или наделяться полномочиями, находящимися в прямой подчиненности, подконтрольности либо подотчетности должностям и полномочиям их близких родственников или свойственников (родителей, супругов, братьев, сестер, детей, внуков, а также братьев, сестер, родителей, детей и внуков супругов), за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
    2. Лицам, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, запрещается принимать участие в подборе и назначении на должности лиц, которые являются их близкими родственниками или свойственниками, или влиять на этот процесс каким-либо иным образом, который может нанести ущерб авторитету органов власти.
    Статья 10. Запрет открывать счета в зарубежных банках, счета на предъявителя и заключать гражданско-правовых сделки не под своим именем

    Лицам, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, и членам их семей запрещается открывать счета в банковских учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации, открывать счета на предъявителя (без указания сведений о клиенте) и заключать гражданско-правовые сделки не под своим именем.
    Статья 11. Обязанность сообщать о конфликте интересов

    При осуществлении своих полномочий лица, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, обязаны не допускать конфликт публичных (служебных) и своих личных, в том числе корпоративных и политических, интересов.
    О возникшем либо вероятном конфликте интересов они незамедлительно письменно докладывают органу (руководителю), указанному в статье 6 настоящего Федерального закона, который определяет возможность участия данного лица в выработке и принятии соответствующего решения.
    ГЛАВА 3. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЭТИКЕ
    В ОРГАНАХ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 16. Цели, задачи и компетенция Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации

    1. Должность Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации (далее - Уполномоченный по этике) учреждается в целях повышения эффективности совместной деятельности органов государственной власти и институтов формирующегося гражданского общества по предупреждению злоупотребления властью или служебными полномочиями (коррупции) в системе органов государственной власти, а также иного поведения, несовместимого со статусом представителя власти и ускорению развития этических начал публичной службы в Российской Федерации.
    Деятельность Уполномоченного по этике дополняет существующие средства защиты публичных интересов от злоупотребления властью или служебными полномочиями в органах государственной власти, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов в этой сфере.
    2. Средствами, указанными в настоящем Федеральном законе и законодательстве Российской Федерации Уполномоченный по этике призван совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и Президентом Российской Федерации, иными федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также общественными организациями и объединениями с участием и при поддержке средств массовой информации и российских граждан способствует выяснению объективного положения дел, выявлению и разрешению проблемных ситуаций в сфере антикоррупционной политики Российского государства.
    Совместно с указанными органами власти Уполномоченный по этике организует публичный (государственный и общественный) контроль за соблюдением установленных настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами требований и ограничений в отношении лиц, осуществляющих полномочия органов власти, в первую очередь на верхнем уровне управления государством.
    Уполномоченный по этике обеспечивает своевременное должное реагирование органов государственной власти на ставшие известными ему факты нарушения этических норм, связанных с злоупотреблением властью или служебными полномочиями (в необходимых случаях уголовно-правовыми средствами), принимает меры к возмещению ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам, восстановлению нарушенных таким поведением прав и свобод граждан и авторитета органов власти Российского государства.
    3. Уполномоченный по этике в пределах компетенции, указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи, вносит в соответствующие органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти представления:
    о создании парламентской комиссии по расследованию фактов злоупотребления властью или служебными полномочиями, о проведении проверки (расследования), в том числе финансовой и налоговой, по фактам нарушения этических норм как лицами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона, так и иными служащими органов государственной власти, и привлечении виновных в злоупотреблении властью или служебными полномочиями к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
    об отстранении от исполнения полномочий любого лица, из числа указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, на период проверки (расследования) до вынесения решения судом либо иным компетентным органом;
    о возмещении ущерба, причиненного физическим или юридическим лицам злоупотреблением властью или служебными полномочиями в органах власти и восстановлении нарушенных этими действиями (бездействием) прав и свобод граждан;
    о проведении экспертного исследования нормативных правовых актов и подготовке компетентного заключения;
    об устранении причин и условий, способствующих коррупции в федеральных органах власти и органах власти субъектов Российской Федерации, нарушению этических норм их должностными лицами и иными служащими, а также привлечении к правовой ответственности должностных лиц, не принявших своевременных мер по их выявлению и устранению;
    о внесении субъектами права законодательной инициативы предложений об изменении и дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
    4. Уполномоченный по этике лично или через своего представителя участвует в работе Комиссии по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации. Он также может участвовать в работе парламентских комиссий по расследованию злоупотребления власти или служебными полномочиями в органах власти.
    5. В случаях несоответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, непринятия или невыполнения установленных в нем ограничений Уполномоченный по этике может приостановить осуществление полномочий любого лица, указанного в статье 2 настоящего Федерального закона, и внести представление Президенту Российской Федерации или иному компетентному органу об отстранении данного лица в предусмотренном федеральным законодательством порядке от осуществления своих полномочий.
    6. Уполномоченный по этике собирает и использует в своей работе обобщенные сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах лиц, замещающих государственную должность или осуществляющих иные полномочия, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, и справки о соблюдении ограничений по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному закону. Он формирует и хранит соответствующий банк данных, которые представляются для опубликования средствам массовой информации и по мотивированному запросу всем заинтересованным лицам.
    7. Для исполнения своих полномочий Уполномоченный по этике запрашивает от государственных органов и их должностных лиц необходимые ему сведения, документы и материалы, проводит самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверку деятельности государственных органов и должностных лиц, получает объяснения от государственных служащих и иных лиц, осуществляющих полномочия органов государственной власти. знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовного дела.
    Запрошенные материалы и документы и иная информация, а также информация о мерах по полученным предложениям должны быть направлены Уполномоченному по этике не позднее 15 дней со дня получения запроса (предложений), если в самом запросе не установлен иной срок.
    8. Для достижения целей и решения задач настоящего Федерального закона Уполномоченный по этике вправе с учетом требований по обращению с конфиденциальной информацией передавать средствам массовой информации и размещать в сети Интернет любые материалы о злоупотреблении властью или служебными полномочиями в органах власти.
    9. Уполномоченный по этике организует участие граждан, государственных и негосударственных организаций и предприятий независимо от формы собственности, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений, политических партий и движений в разработке и реализации антикоррупционной политики, укреплении этических основ публичной службы.

    Статья 17. Основания и порядок назначения Уполномоченного
    по этике

    1. Уполномоченный по этике назначается на должность и освобождается от должности Федеральным Собранием Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
    2. При исполнении своих полномочий Уполномоченный по этике независим и неподотчетен органам власти и должностным лицам.
    Уполномоченный по этике не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
    3. В своей деятельности Уполномоченный по этике руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иным федеральным законодательством, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
    4. Уполномоченный по этике назначается на должность сроком на пять лет.
    Он досрочно освобождается от должности в случаях нарушения требований статей 5-11 настоящего Федерального закона и части 2 настоящей статьи.
    5. Уполномоченный по этике обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Федерального Собрания привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания его на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
    Статья 18. Аппарат Уполномоченного по этике

    1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного по этике создается рабочий аппарат.
    Рабочий аппарат Уполномоченного по этике осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного по этике.
    2. Финансирование деятельности Уполномоченного по этике и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета, в котором необходимые средства ежегодно предусматриваются отдельной строкой.
    3. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.
    Статья 19. Ежегодный доклад Уполномоченного по этике и его специальные доклады

    1. Ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, Уполномоченный по этике направляет доклад о состоянии этики в органах власти Российской Федерации Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации.
    2. По отдельным вопросам предупреждения злоупотребления властью или служебными полномочиями в органах власти Российской Федерации Уполномоченный по этике может направлять Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу и в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации специальные доклады.
    3. Уполномоченный по этике может выступить со своим докладом на совместном заседании палат Федерального Собрания либо на очередном заседании Государственной Думы или Совета Федерации.
    Статья 20. Ответственность должностных лиц органов государственной власти за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по этике

    Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по этике и неисполнение должностными лицами органов государственной власти обязанностей, установленных в настоящей главе, влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
    Статья 21. Совет при Уполномоченном по этике

    При Уполномоченном по этике в целях оказания консультативной помощи создается экспертный Совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области противодействия коррупции в органах власти и укрепления этических основ публичной службы.
    Глава 4. КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОМИССИИ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ СОБРАНИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 22. Цели, задачи и полномочия Комиссии по борьбе с коррупцией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    1. Комиссия по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Комиссия по борьбе с коррупцией) образуется в целях повышения эффективности антикоррупционной политики в Российской Федерации. Её задачами являются совершенствование организации борьбы с коррупцией на верхнем уровне управления государством, своевременное выявление и устранение причин и условий коррупции в органах власти, предупреждение несовместимого со статусом члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации коррупционного поведения, а также предупреждение, выявление и пресечение злоупотребления властью или служебными полномочиями со стороны лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и иных лиц, осуществляющих полномочия публичной службы в Российской Федерации.
    2. Для достижения указанной цели и решения своих задач Комиссия по борьбе с коррупцией наделяется полномочиями по производству парламентского расследования по фактам злоупотребления властью или служебными полномочиями со стороны лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, а также осуществляет парламентский контроль над производством расследования по уголовным делам о преступлениях, связанных с коррупцией на верхнем уровне управления государством, имеющих большое общественное значение.
    Статья 23. Порядок формирования и организация деятельности комиссий по борьбе с коррупцией

    1. В работе Комиссии по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации лично или через представителя участвует Уполномоченный по этике в органах власти Российской Федерации.
    2. Воспрепятствование деятельности Комиссии по борьбе с коррупцией влечет ответственность, установленную в федеральном законодательстве.
    3. Порядок формирования и организация деятельности Комиссии по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации и комиссий по борьбе с коррупцией законодательных (представительных) собраний субъектов Российской Федерации определяется соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и законодательными собраниями субъектов Российской Федерации.
    Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    и его отдельных норм

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через два месяца со дня его официального опубликования.
    2. Глава 3 настоящего Федерального закона вступает в силу после принятия федерального бюджета Российской Федерации на следующий год после вступления в силу настоящего Федерального закона.
    Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу. Правительство Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
    Статья 26. Переходные положения

    1. До назначения в установленном настоящим Федеральным законом порядке Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации его полномочия осуществляет Президент Российской Федерации.
    2. До формирования Комиссии по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации её полномочия осуществляет Комиссия по борьбе с коррупцией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    Президент
    Российской Федерации